Педагогическая технология мобилизации граждан 

 

 

 

Большаков Михаил Александрович

Лаборатория нравственного воспитания

Институт проблем подготовки 

и профессионального использования специалистов

https://ips.ast.social

Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

 

 

Аннотация: в статье предлагается педагогическая технология мобилизации граждан. Раскрыты условия и пути их формирования, обеспечивающие качественную мобилизацию на выполнение задач, поставленных военно-политическим руководством страны.

Ключевые слова: мобилизация, педагогическая технология.

 

Актуальность. Мобилизация -  важнейшая часть системы обороны и безопасности общества и государства, основной задачей которого является сознательное активное участие граждан в защите от вызовов и угрозы безопасности.

Формирование сознательных граждан для их дальнейшей мобилизации – это педагогическая задача, решение которой носит комплексный характер, требует определенного участия всех категорий руководителей, педагогов, учителей и родителей.

Сознательность мобилизуемого гражданина является основным условием его дальнейшей ускоренной военной подготовки и военного профессионального использования в составе подразделений, выполняющих боевые задачи.

Некоторые проявления пассивного участия в мобилизации, оставление оружия, материальных средств, паника и самовольное оставление позиций определяют актуальность срочной разработки и незамедлительной реализации педагогической технологии мобилизации граждан.

Основным элементом педагогической технологии мобилизации является организация целенаправленного нравственного воспитания граждан.

Нравственное воспитание граждан – это организованный обществом, государством и каждой семьей процесс  развития личностных качеств человека, определяющих  его нравственно-этическую позицию и направленность его социального поведения: единство слова и дела, совестливость, чувство долга и личной ответственности перед обществом. 

Однако, находясь в обществе, соприкасаясь с государством и в своей семье человек становится объектом влияния различных социально-педагогических систем, конкурирующих между собой и базирующихся на различных ценностях (нравственных и безнравственных).

Нравственные ценности человека и гражданина формируются исходя из глобального экологического принципа (ГЭП) – не вредить среде обитания, другим людям и себе (среде, соседям, себе).   Из глобального экологического принципа проистекает глобальный этический нравственный принцип (ГЭНП) – вести себя надо так, чтобы не причинять вреда другим людям, себе и среде обитания.  Глобальный этический нравственный принцип заложен в основу нравственного правила III-C: не вредить себе (C1), соседям (C2), среде обитания (C3) ни мыслью, ни словом, ни делом; созидать для себя, соседей, среды обитания мыслью, словом, делом.

Безнравственные ценности человека возникают как результат деятельности социопатов, умственной скромности и гражданской трусости.

Социопаты

Социопатия  (диссоциальное расстройство личности) обозначает стойкое нарушение характера человека, затрудняющее его социальную адаптацию, сопровождается пренебрежением нравственными устоями и правовыми нормами. В буквальном смысле можно перевести как «социо» — общество, «патия» — болезнь. Дословно социопатия – это заболевание, опасное для общества. Болезнь проявляется в утрате нравственного чувства, совести, сопереживания. Это ведет к образованию вредного для окружающих поведения социопата.

По F60.2 (МКБ 10) диссоциальное расстройство личности определяется следующим образом. Это расстройство личности, характеризующееся пренебрежением к социальным обязанностям и непоколебимым устойчивым равнодушием к окружающим. Наблюдается значительное несоответствие между поведением социопата и основными социальными нормами. Поведение с трудом поддается изменению на основе опыта. Применение наказания в случае социопатии неэффективно, так как больной этого типа не исправляется в ходе наказания, а концентрируется на дальнейшей мести и продолжении своего произвола и причинения вреда людям.

Социопаты неспособны  следовать господствующим международным и национальным нормам права и морали,  жить в согласии мире с соседними государствами. Это любители сильных ощущений, импульсивные, лишенные чувства ответственности, несмотря на многочисленные ошибки, они не способны извлечь уроки из негативного опыта. Именно такие лица генерируют конфликты и угрозы человечеству, поджигают локальные и мировые войны, создают угрозу применения ядерного оружия, ведут человечество к гибели.

От диагностики и лечения социопаты не только уклоняются и проявляют агрессию в отношении лиц, указавших на  конкретные признаки психического заболевания. Сводят с ними счеты, добиваются снятия с должности, вплоть до физического устранения за постановку диагноза.

Объект угроз – население всего мира.

Средство реализации угроз – десубъективация граждан, лишение их способности к критическому мышлению и социальной активности, способности и готовности защищать свои права и свободы.

Способ реализации угроз - захват и злоупотребление органами международной и национальной государственной власти, используя при этом намеренную психопатизацию населения и его оглупление, чтобы обман социопатов граждане мира принимали за правду.

Технология реализации угроз – монетаризм, идеология денег,  построенная на всеобщей вере в деньги как в универсальную силу. Эта вера  замещает основную ценность (человек) на манипулятивную (деньги) в целеполагании и смысле жизни каждого гражданина.  Проявляется в виде подмены ценностей, идеалов, цели жизни человека (человек, его права и свободы являются высшей ценностью, что закреплено во всех законах и конституциях капиталистических стран) на иную универсальную ценность, идеал, цель жизни  - получать как можно больше денег.  

Деньги как идеология – это идея, ценность, смысл жизни в накоплении все больших и больших денежных сумм.

Деньги как религия – это вера в деньги как в  универсальное средство решения любого вопроса жизнедеятельности субъекта – дал денег и решил любой вопрос. На каждый нерешаемый вопрос выделяется еще большая сумма денег.  У кого нет денег, у того нет власти, влияния и самой жизни. Без денег человек впадает в депрессию. Его мучают несостоявшиеся мечты о личном обогащении. Функцию молитвы выполняет личный регулярный пересчет своих денег. 

Деньги как технология – это пометка (социальное рейтингование) каждого человека доступной ему суммой денег. Социопаты захватили контроль над производством и распределением денег. По своему произволу решают, кого назначить богатым, а кого бедным, предоставляя взамен за определенное ими поведение ту или иную денежную сумму.

Социопаты, используя умственную скромность граждан, образованную из-за развала систем образования во всем мире, захватывают органы государственного управления во всех странах мира. Утратив совесть и чувство сострадания, не чувствуя нравственных страданий общества, социопаты начинают утверждаться в своем существовании, творя всяческий произвол. Наемные социопатами историки и пропагандисты описывают их произвол как правильную государственную и международную политику. 

Признаки социопатии у государственного руководителя или международного деятеля:

безнравственный человек, нарушает правило III-C: вредит другим людям и среде обитания мыслью, словом и делом; не созидает, а грабит других людей мыслью, словом и делом.

не соблюдает договоренности;

использует криминальные способы управления государством и давления на других государства;

шантажирует применением оружия массового поражения, в первую очередь ядерного оружия;

начинает летальные войны, направляет массы людей на смерть;

игнорирует мнение специалистов и экспертов, неспособен вести с ними равный диалог и извлекать из диалога выводы и совершать рекомендуемые специалистами действия;

органы государственного управления формирует как преступную группу, отбирая туда лиц с криминальным опытом, на которых есть компромат.

Типичные примеры социопатов: Наполеон, Гитлер, Мао, Горбачев, Ельцин и другие так называемые «великие люди», которые в результате своего правления привели к гибели миллионы людей, развалили свои государства.

Социопаты – это эндогенная угроза человечеству.

Они, маскируя свой произвол, формируют якобы внешние экзогенные причины различных кризисов. Например, исторический материализм (якобы независимая от воли человека смена экономических формаций), изменение климата, летящий к Земле астероид, пришельцы, вирусы и тому подобное. Прячутся за этими угрозами, отвлекая внимание общества от основной причины всех кризисов и угрозы – собственного паразитического поведения.  

У любой угрозы есть заинтересованные лица, извлекающие из новоявленной угрозы прибыль.

Профилактику социопатии можно эффективно осуществлять посредством практической реализации разработанной нами педагогической технологии мобилизации граждан.

 

Умственная скромность

 

Умственная скромность граждан связана с тем, что созидательное поведение требует больших энергетических затрат. Мозг человека устроен таким образом, что старается минимизировать энергетические затраты при первой возможности. Для этого у человека формируются привычки,  шаблоны, поведенческие потерны, позволяющие не думать, действовать автоматически.

Это обстоятельство усугубляется примитивизацией образования, минимизацией просвещения. Не развитыми и глупыми людьми с хронической умственной ленью легко управлять. 

Умственная скромность преодолевается путем проблемного обучения и нравственного воспитания.

Подобного рода люди иногда хорошо учатся (у них сплошь и рядом хорошая память) не только в средней, но даже и в высшей школе. Когда же они вступают в жизнь, когда им приходится применять их знания к действительности, проявлять известную инициативу - они оказываются совершенно бесплодными. 

Они умеют себя держать в обществе, говорить о погоде, говорить шаблонные, банальные вещи, но не проявляют никакой оригинальности (отсюда выражение "Salon blodsinn" - салонное слабоумие). 

Они хорошо справляются с жизнью лишь в определенных, узких, давно установленных рамках домашнего обихода и материального благополучия. С другой стороны, сюда относятся и элементарно простые, примитивные люди, лишенные духовных запросов, но хорошо справляющиеся с несложными требованиями ремесла, иногда даже без больших недоразумений работающие в торговле, в органах государственной и муниципальной власти, руководстве коммерческих компаний и корпораций.

Признаки умственной скромности, установленные в СССР учеными В.А. Чигиревым, В.М. Воробьевым, П.И. Юнацкевичем:

1. Утрачена любознательность. Человека не интересуют сложные явления социальной действительности, такие как нравственность, справедливость, патриотизм. Эти слова для них всего лишь лозунги, которые они способны повторить. Но применить их в своей жизнедеятельности неспособны, так как ориентированы на личное выживание и благополучие. На взаимопомощь они не способны. Они не могут  поддержать нравственную инициативу или созидательное дело из-за приступов неуправляемой жадности и зависти.

2. Отсутствуют духовные запросы, под которыми понимается деятельность человека, направленная на созидание для других людей. Осуществляя трудовую деятельность ради других людей, создавая и передавая им духовные и материальные ценности, человек развивается в духовном отношении. Деградация духовной сферы связана с ограничением активности человека, направленная на удовлетворение своих биологических запросом: потребности в питании, размножении и доминировании.

3. Большая внушаемость, постоянная готовность подчиняться голосу большинства, общественному мнению, мнению начальника, руководителя. Это люди шаблона, банальности, моды, среды (Milieumenschen), но не совсем в том смысле, как неустойчивые психопаты. Там люди идут за ярким примером этой среды, за безнравственным примером, "пороком", а здесь, напротив, - за благонравием. 

4. Ограниченные в умственном отношении люди всегда проявляют консерватизм. Из естественного чувства самозащиты они держатся за старое, к которому привыкли и к которому приспособились, и боятся всего нового.  Избыток посредственных людей составляет угрозу современной цивилизации в силу их умственной ограниченности. Они подражают поведению начальников и не способны генерировать иные формы поведения, которые могут передаваться через механизм подражания другим людям, в том числе и руководителям.

Как людям с резко выраженной внушаемостью, им близко, им свойственно все человеческое, все людские слабости и прежде всего страх и отчаяние. Они очень легко дают реактивные состояния, вслед за соответствующими травмами; острый параноид - после мобилизации, ареста и пребывания в тюрьме, острую депрессию - после потери денег и имущества, острую ипохондрию - после страшного диагноза и так далее.

5. К умственно скромным относятся также субъекты, которые отличаются большим самомнением, высокой самооценкой. Они с высокопарным торжественным видом изрекают общие слова или не имеющие никакого смысла витиеватые фразы, представляющие набор пышных слов без содержания. Смысла в их речи нет и они сами не понимают значения слов, которые повторяют при удобном случае, если находят слушателя.

6. Резонерство как характерный признак глупости,  стремление субъекта  иметь обо всем свое суждение, которое ведет к грубейшим ошибкам, к высказыванию в качестве истин нелепых сентенций, имеющих в основе игнорирование элементарной логики. Тем не менее, такие субъекты умеют больше, чем знают, в результате чего в элементарной жизни они часто оказываются даже более приспособленными, чем так называемые умные люди, совесть и сомнения которых препятствует совершению простейших бытовых действий, например, написать жалобу на правонарушителя, выразить свое критическое мнение. 

Умственно-скромные люди – это питательная среда для воспроизводства и доминирования социопатов.

Профилактику умственной скромности можно эффективно осуществлять посредством практической реализации разработанной нами педагогической технологии мобилизации граждан.

 

Гражданская трусость

Гражданская трусость – это отказ выполнять или невыполнение гражданских обязанностей по защите своих прав и свобод, а также защите прав и свобод других людей вследствие страха.

Трусость ведет к вырождению общества, развалу государства, утрате прав, свобод и самой жизни.

Трусость возникает из-за подавления гражданской активности человека. Такой процесс получил название «десубъективация».  

Десубъективация – процесс утраты качеств субъекта деятельности, возникающих в результате подавления и преследования граждан со стороны социопатов, проникших в органы власти.  Формируется страх совершения гражданского действия, в том числе процессуального, возникает выученная беспомощность. Данные качества лишают будущих солдат, офицеров и генералов инициативы, настойчивости, решительности и самоотдачи. Без преодоления гражданской трусости не получить сознательных военнослужащих. Вместо них будут поступать в войска трусы, паникеры, предатели,  дезертиры, мародеры, военные преступники.

Профилактика гражданской трусости крайне важна для обороны страны, и осуществляется с помощью педагогической технологии, описанной ниже.

 

Педагогическая технология мобилизации граждан

 

Для здорового развития общества существует более важная, чем декларируемые права и свободы личности цивилизационная ценность – НРАВСТВЕННОСТЬ. Нравственность проявляется как на бытовом уровне, так и в области государственной политики. Нравственность и мораль теснейшим образом взаимосвязаны.

Нормы морали – это то, что складывается исторически в обществе, фиксируется в сознании отдельных граждан и в общественном сознании, находит отражение в конституционных актах и других официальных документах.  Соблюдение норм морали – это есть нравственное поведение граждан.

В наиболее простом выражении понятие нравственности можно, в широком понимании, определить как правило III-C: не нанесение ущерба  себе (С1), своим близким и обществу (С2), среде обитания (С3).

Нравственность предполагает соблюдение норм морали – человеческого достоинства, чести,  справедливости, приверженность правде, доброте и гуманности, законопослушание, национальную и религиозную толерантность.

Нравственность несовместима со стремлением к господству, угнетением, коррупцией, криминалом, с ложью и обманом общественности, с эгоизмом.

Общественная система, построенная исключительно на монетарных ценностях, где человеческие отношения измеряются деньгами, где господствует «диктатура наживы», не может служить благоприятной почвой для нравственного воспитания граждан и их мобилизации

Выделение прав и свобод личности в отдельную категорию без ее тесной увязки с обязанностями и ответственностью личности (в том числе и политиков) перед обществом, народом и собственной совестью антисоциально.

Такой подход выгоден лишь  тем, кто стремится создать условия для господства над другими и построить свое благополучие за счет других. Права и свободы личности, отделенные от нравственности, открывают необъятный простор для злоупотреблений и произвола в любой стране мира.

В настоящее время происходят процессы нравственного возрождения человечества. Абсолютное большинство людей стремится к тем нравственным ценностям, которые были присущи всем народам, и которые на протяжении столетий пытались подменить на ценности исключительно монетарного характера. 

Это нравственный путь развития человеческой цивилизации, её ГЛОБАЛЬНОЙ  БЕЗОПАСНОСТИ. Иного пути нет, точнее, все другие пути приведут к хаосу и вымиранию человечества.

До настоящего времени система нравственного воспитания граждан не создана. Её создание и практическая реализация стали задачей наших исследований.

В ходе исследований (2005-2022 годы) разработана система нравственного воспитания граждан. Данная система позволяет на базе первичной организационно-педагогической структуры «населенный пункт» осуществлять нравственное становление гражданина, готовить его к выполнению трудовых задач, формировать светское нравственное научное мировоззрение, определяющее дальнейшую социальную эффективность последующей профессиональной, в том числе и военно-профессиональной  деятельности гражданина, мобилизованного по указу военно-политического руководства страны.  Основу системы составляет педагогическая технология мобилизации граждан.

Эта технология основана на практическом применении дискурсивно-оценочного метода, ГЭП, ГЭНП, правила III-C. Используя эту технологию в подготовке кадров страны можно осуществлять эффективное нравственное воспитание специалистов и руководителей, что обеспечит возрождение, рост экономики и национального благосостояния, независимости от контрпродуктивной деятельности внешних агрессоров. 

Педагогическая технология мобилизации граждан состоит из определенного набора последовательных умственных и социальных действий, которые могут совершать "снизу" граждане и "сверху" руководители всех уровней власти:

1. Нравственные ценности человека и гражданина формируются исходя из глобального экологического принципа (ГЭП) – не вредить среде обитания, другим людям и себе (среде, соседям, себе).   Из глобального экологического принципа проистекает глобальный этический нравственный принцип (ГЭНП) – вести себя надо так, чтобы не причинять вреда другим людям, себе и среде обитания.  Глобальный этический нравственный принцип заложен в основу нравственного правила III-C: не вредить себе (C1), соседям (C2), среде обитания (C3) ни мыслью, ни словом, ни делом; созидать для себя, соседей, среды обитания мыслью, словом, делом.

2. Нравственность – это общее выражение свойств человека, которые выполняют функцию этического регулирования отношений между членами общества. Особый настрой мышления и поведения, позволяющий не причинять вред себе, окружающим, среде обитания. Формируется с помощью других граждан и организаций, постоянно корректирующих поведение и самооценку человека.

3. Нравственные ценности формируются путем обучения и нравственного воспитания граждан, направленного на формирование  безвредного и созидательного поведения во всех сферах жизнедеятельности. 

4. Сохранение и укрепление нравственных ценностей обеспечивается нравственным единством человека, общества и государства. Нравственность человека является необходимым условием его существования. 

5. Для воспитания нравственности в образовательных учреждениях и иных организациях проводится  урок нравственности.

В ходе урока нравственности  граждане овладевают умением давать публичные нравственные оценки событиям и действиям, которые совершаются другими субъектами. Умение распознавать безнравственные поступки в собственном поведении, и поведении других граждан и организаций – обязательный учебный результат проведения урока нравственности.

Подготовка и реализация урока нравственности обеспечивается органами государственной и муниципальной власти, координируется институтами гражданского общества, заинтересованными гражданами и организациями. 

6. Нравственное просвещение и пропаганда нравственности организуются в средствах массовой информации и с помощью информационно-коммуникационных ресурсов. Просвещение направлено на наглядное представление преимуществ нравственного поведения и обеспечивает  предоставление гражданскому обществу примеров наступления правовой ответственности за безнравственность, не этичное поведение и бессовестность.

7. Сохранение и укрепление нравственных ценностей обеспечивается и поддерживается открытостью социальных процессов, процедур государственного управления и местного самоуправления, свободным обсуждением и этической оценкой поведения граждан и организаций.

8. Этическая оценка – это оценка гражданами нравственности действий (бездействий) других граждан и организаций граждан с позиций причинения или непричинения вреда и угроз в целях предупреждения безнравственного поведения. Процесс этической оценки носит открытый характер, регулируется обществом и государством.

Основанием этической оценки является совершение гражданином или организацией деяния, оцениваемого другими лицами как вредное или угрожающее им. Негативная этическая оценка удерживает человека от несправедливых действий по отношению к другим людям.

9. Справедливость устанавливается и поддерживается нравственными действиями граждан и организаций. Государственное управление и местное самоуправление осуществляются с нравственных позиций. Все решения  государственной власти  и органов местного самоуправления носят нравственный характер, что обеспечивает их легитимность и справедливость. 

10. Патриотизм возникает как следствие нравственного поведения, установления и поддержания справедливости в обществе и государстве, обеспечивает готовность граждан к защите Отечества.

11. Безнравственность обществом и государством  осуждается, недостойное и вредное поведение  граждан публично порицается. Граждане могут оценивать действия руководящих  кадров. Этот процесс дополняется публичным обсуждением, осуждением или одобрением.

12. Несоблюдение нравственных норм  является основанием  для последующего увольнения по утрате доверия, что обеспечивает солидарность общества с органами государственной и муниципальной власти, гарантирует  общественную и государственную безопасность.

13. Граждане и организации регулируют свою деятельность с учетом этических оценок. Учет положительной или негативной этической оценки осуществляется самостоятельно в форме принятия надлежащих мер к восстановлению и поддержанию общественного и государственного доверия, сохранению своей репутации.

14. Координацию деятельности по реализации государственной политики в сфере традиционных ценностей осуществляет военно-политическое руководство страны.

 

 

Выводы

 

1. Педагогическая технология мобилизации граждан основана на организации учебно-воспитательного взаимодействия военно-политического руководства страны и граждан. Опираясь на лучшие черты личности граждан,  публичные представители военно-политического руководства страны закрепляют у граждан нравственные ценности путем публичного откровенного диалога и личного примера нравственного поведения, ускоренного справедливого разрешения по существу жалоб и обращений граждан. Военно-политическое руководство передает гражданам чувство уверенности в их морально-психологических силах, содействует готовности сделать нравственный выбор в очередной жизненной ситуации, вселяет оптимистическую оценку  событий, личным примером и делами показывает собственный нравственный выбор в разрешении политических и экономических вопросов страны.

2. Нравственное воспитание граждан, необходимое для их дальнейшей мобилизации и сознательного выполнения обязанностей воинской службы осуществляется наиболее нравственно зрелым руководителями, командирами и начальниками, пользующимися реальным авторитетом и доверием у общества. Личный пример социального успеха у руководителя, который возник как следствие его нравственного поведения во власти и был поощрен военно-политическим руководством, высокий уровень развития его морально-психологических качеств являются убедительными психолого-педагогическими аргументами для граждан, подлежащих мобилизации, которым предлагается делать нравственный выбор при жизненных испытаниях, тяготах и невзгодах воинской службы, риске для жизни и здоровья при выполнении боевых задач.

3. Содержание программ просвещения, массового информирования должно включать результаты обобщения нового (современного, прогрессивного) социально-культурного опыта, содержит яркие современные примеры бескорыстного служения обществу и государству со стороны всех представителей военно-политического руководства, а также нижестоящих начальников и командиров, руководителей гражданских и военно-гражданских администраций.

4. В ходе ускоренной военной подготовки мобилизованных граждан необходимо формировать способность каждого к активному обмену собственным передовым опытом за счет вовлечения каждого слушателя в постоянный открытый диалог учащихся военному делу. Руководитель занятия поддерживает в военном учебном коллективе атмосферу доверия и уважения учащихся обучаемых друг к другу, опираясь на результаты изучения каждого члена коллектива, озвучивая сильные стороны каждого бойца.

5. Наиболее эффективно нравственное воспитание граждан  проявляется в процессе гражданского и военного образования при  использовании активных форм и методов обучения, стимулирующих познавательную деятельность обучаемых. Они строятся на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы. К числу наиболее эффективных методов относятся: беседа, диспут, тематические семинары, деловые игры, обсуждения и оценки конкретных действий социальных субъектов. К наиболее эффективным формам образования относятся дискурсивно-оценочные практики, в ходе которых обучаемые публично обсуждают и оценивают угрозы и вызовы безопасности, вред со стороны безнравственных субъектов в социально-оценочных или дискурсивно-оценочных сетях.  Пример таких сетей, которые можно использовать в учебном процессе:

Старегия24 https://strategy24.ru

Глобальная нравственность https://globalnrav.ast.social

6. Педагогическую технологию мобилизации граждан составляет обоснованная модель нравственных ценностей и совокупность социальных действий, целенаправленно осуществляемых родителями, учителями, педагогами и органами государственной власти во всех сферах жизнедеятельности общества. 

7. Защита общества от социопатии основана на восстановлении социальных фильтров, разработанных в СССР.

В мирное время социопаты занимаются захватом государственных органов власти, чтобы добиться денег и власти, вести гедонистический образ жизни (наслаждаться от удовлетворения любых желаний), и ни за что не отвечать (безответственность). Стать социальным паразитом – извечная цель любого социопата. Его логика проста: «ничего не отдавать обществу и всё присваивать себе», «всё мне, а всем ничего и никогда».  Проникнув в органы управления государством, социопаты неизбежно развязывают межгосударственные конфликты, так как все их сговоры неустойчивы по одной простой причине. Социопат никогда не держит своего слова. Слова для него – это инструменты манипуляции другими людьми.  И именно социопаты ведут мир к ядерной катастрофе. В годы СССР социопатов помечали как «поджигателей войны» и начинали вокруг них дискурс, чтобы получить общественное осуждение агрессивным намерениям конкретных психически больных людей, проникших в ряды политиков.

Основной аномалией, объединяющей группу психопатических личностей, социопатов, принято считать недоразвитие высших нравственных чувств. Объединение лиц с признаками постоянной и общей социальной дезадаптации в рамках группы диссоциальных расстройств позволило разработать диагностические инструменты, которые применялись в психолого-психиатрическом обеспечении военного профессионального отбора и сопровождения в военно-космических силах и ракетных войсках стратегического назначения СССР:

СМИЛ; 

АСКОЛ-П;

ГОЛ (автоматизированная процедура групповой оценки);

опросник УНП: определение уровня невропатизации и психопатизации (Р.В. Ласко, И.М. Тонконогий, Ленинградский научно-исследовательский институт имени В.М. Бехтерева);

опросник Ч.Д. Спилбергера – Ю.Л. Ханина;

шкала Тейлор по Н.М. Пейсахову;

анкета «Прогноз»: оценка нервно-психической устойчивости, анкета «Биография» (В.М. Воробьев, В.А. Чигирев);

психодиагностический тест по Л.Т. Ямпольскому.

Под руководством В.А. Чигирева были разработаны и поставлены на эксплуатацию автоматизированные подсистемы для решения задач по психологическому обеспечению учебно-воспитательного процесса в вузе.

 

П.И. Юнацкевич разработал и внедрил (1999-2004 годы) автоматизированные рабочие места военного суицидолога, военного психолога, психолога органа внутренних дел, психолога внутренних войск. Разработал, поставил на вооружение систему допусков:

к боевому дежурству РВСН;

к караульной службе;

к выдаче табельного оружия.

При этом эти системы не могли влиять или решать судьбу человека. Решение по людям принимали только люди, эксперты, наиболее квалифицированные, нравственные и ответственные специалисты. Работала штатная группа военных психиатров и психологов, которая осуществляла экспертную деятельность с данными, получаемыми от автоматизированных подсистем (В.М. Воробьев, Е.В. Сенопальников, П.И. Юнацкевич).

 

Таким образом, в стратегических силах функционировал социальный фильтр, который заключался в психолого-психиатрическом обеспечении набора, подготовки и профессионального использования военных специалистов, исключавший проникновение социопатов в органы военного управления. 

Восстановление подобного фильтра в органах государственного управления обеспечит профилактику общественно-опасного заболевания социопатия.

 

 

Литература

 

 

Классификатор угроз человечества / Под ред. Ю.Н. Герасимова. – Москва, ИГУ, 2022.

Большаков М.А. Словарь основных понятий нравственного воспитания детей, молодежи и взрослых / Под ред. П.И. Юнацкевича. – СПб.:  ГНУ «ИОВ РАО», 2005.

Большаков М.А. О нравственном воспитании взрослых / Под ред. П.И. Юнацкевича. – СПб.:  ГНУ «ИОВ РАО», 2005.

Большаков М.А. Нравственное сознание взрослых / Под ред. П.И. Юнацкевича. – СПб.:  ГНУ «ИОВ РАО», 2005. 

Большаков М.А. Основы педагогической теории нравственного воспитания  взрослых / Под ред. П.И. Юнацкевича. – СПб.:  ГНУ «ИОВ РАО», 2005.

Большаков М.А. Нравственность в соединенных штатах Америки / Под ред. П.И. Юнацкевича. – СПб.:  ГНУ «ИОВ РАО», 2005. 

Большаков М.А. Актуальные проблемы патриотического воспитания в России. – СПб.:  ГНУ «ИОВ РАО», 2005.

Большаков М.А. Основы нравственного воспитания взрослых: научный доклад. СПб.: Институт проблем подготовки и профессионального использования специалистов, 2022. 

Большаков М.А. Дискурсивно-оценочный метод в практике государственного управления: научный доклад. СПб.: Институт проблем подготовки и профессионального использования специалистов, 2022. 

 

 

Большаков Михаил Александрович

Заведующий Лабораторией нравственного воспитания

Института проблем подготовки 

и профессионального использования специалистов

https://ips.ast.social

 

Контакт для отзывов и сотрудничества:

 

Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

 

© 2018 Институт проблем подготовки и профессионального использования специалистов.

^ Наверх