Основы нравственного воспитания взрослых: научный доклад

 

 

Большаков Михаил Александрович

Заведующий лабораторией нравственного воспитания

Института проблем подготовки и профессионального использования специалистов

 

 

Из Послания Президента РФ В. В. Путина Федеральному Собранию: «Необходимо давать знания и воспитывать нравственного человека. Нравственная основа - это главное, что определяет жизнеспособность общества - экономическую, государственную, творческую».

Актуальность. Образование взрослых – составная часть системы образования, ее относительно обособленный самостоятельный вектор, основной задачей которого является содействие всестороннему развитию человека в период его самостоятельной, взрослой жизни.  

Воспитание взрослых – это развитие личностных качеств, определяющих  нравственно-этическую позицию человека и направленность его социального поведения: единство слова и дела, совестливость, чувство долга и личной ответственности перед обществом. 

Однако именно взрослый человек становится объектом влияния различных социально-педагогических систем, конкурирующих между собой и базирующихся на различных ценностях, точнее, псевдо-ценностях, в том числе криминальных, асоциальных, капиталистических, либеральных, демократических, социалистических, коммунистических, национальных и религиозных. 

В таких противоречивых  условиях формируется неоднозначное отношение к частной собственности на то, что создано природой (земля, недра, полезные ископаемые): она неприкосновенна для тех, у кого ее нет, или частная собственность должна быть общей? 

Что делать тем, у кого никогда не будет частной собственности? Как им строить свою жизнь? 

Рост криминализации общества, значительное вовлечение взрослых в преступную деятельность, к ней мы относим и коррупционную деятельность, что наиболее актуально в наши дни, является следствием противоречивого воспитания и обучения людей разных поколений, особенно поколений, формирование личности которых пришлось на конец 80-х, 90-е годы 20 века, начало 21 века. 

Именно в этот период обществу было присуще состояние социальной аномии, когда произошла дезорганизация социальных норм и институтов, неопределённость и нестабильность условий человеческого действия, расхождение между провозглашаемыми обществом целями и доступностью для массы людей законных средств их достижения.

Последствия аномии мы ощущаем и сейчас!

Президент России В.В. Путин в своей программной речи в ГосСовете отметил: «Следует наращивать усилия в борьбе с экстремизмом, преступностью, жестко пресекать коррупцию и нецелевое использование бюджета». При этом надо понимать, что эти слова относятся, в том числе и к тем, кто занимает соответствующие должности на федеральном, региональном, районном, муниципальном уровне в нашей стране.    

И огромную, важнейшую роль в снижении уровня криминализации и уровня коррупции в обществе играет создание мощного педагогико-социального фильтра - системы  нравственного воспитания взрослых, которую необходимо культивировать в процессе образования взрослых. 

Нравственное воспитание взрослых заключается в развитии у обучаемых взрослых единства слова и дела, совестливости, чувства долга и личной ответственности перед обществом.  

Нравственное воспитание взрослых – научно не разработанное понятие. Создание системы нравственного воспитания взрослых в процессе образования является важнейшей научной и практической педагогической задачей. Оно требует своего научного обоснования, определяет замысел исследовательской работы и позволяет рассматривать избранную тему как весьма актуальную и значимую для педагогики в научном и прикладном отношениях.

Цель исследования состоит в разработке и обосновании системы нравственного воспитания взрослых в процессе образования (повышения квалификации).

Объект исследования: процесс образования (повышения квалификации) взрослых.

Предмет исследования: система нравственного воспитания взрослых в процессе образования.

Задачи исследования:

- историко-педагогический анализ этических концепций воспитания взрослых в России и за рубежом, определение основных источников угроз духовно-нравственной безопасности российского общества; 

- разработка понятий нравственного воспитания взрослых;

- создание системы нравственного воспитания взрослых в процессе образования (повышения квалификации);

-  разработка программы повышения квалификации педагогов по нравственному воспитанию взрослых;

- разработка методики нравственного воспитания взрослых в процессе образования. 

Гипотеза исследования состоит в предположении о том, создание  системы нравственного воспитания взрослых в процессе повышения их квалификации будет достигнуто при реализации следующих педагогических условий:

- будет разработана и внедрена в практику методика нравственного воспитания взрослых, где в качестве объекта нравственного воспитания выступает взрослый учащийся, а в качестве субъекта – учебный коллектив;

- нравственное воспитание взрослых в процессе повышения их квалификации будут осуществляться наиболее нравственно зрелыми и социально успешными педагогами, учеными и руководителями;

- освоение нового (современного, прогрессивного) социально-культурного опыта в процессе повышения квалификации взрослых;

- формирование у взрослых учащихся способности к активному обмену передовым опытом в учебном коллективе;

- использование активных форм и методов обучения взрослых.

Методологическую и теоретическую базу  исследования составили:

– работы по теории образования взрослых (А.А. Вербицкий, С.И.Змеев, В.Г.Онушкин, Н.Н.Суртаева, Г.С. Сухобская, Е.П. Тонконогая, П.И. Юнацкевич); 

– концептуальные взгляды на личность, как высшую ценность и цель педагогического процесса (Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский и др.);

– принципы системного анализа психических и педагогических явлений, идеи о междисциплинарных связях в системе наук о человеке и о комплексном подходе к его изучению (Б.Г. Ананьев, Н.В. Кузьмина, Е.Ф. Рыбалко, В.А. Якунин);

– представление о деятельности как основе общего психического и профессионального развития человека (Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн);

– подход к обучению как к процессу управления психическим развитием человека (Б.Г. Ананьев, Н.В. Кузьмина, Н.Ф. Талызина, В.А. Якунин);

– теоретические основы педагогики, концепции проектирования и развития систем общего и высшего профессионального образования (Т.К. Ахаян, Ю.К. Бабанский, В.И. Гинецинский, Г.Е. Ковалева, А.П. Тряпицына);

- теория и технология нравственного воспитания (Аристотель, Платон, Лао-Цзы, Хань-Фэй, Конфуций, И.Кант, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, Е.Н. Трубецкой, В.С. Соловьев, В.П. Патрушев, В.Я. Кикоть, П.И. Юнацкевич, В.А. Чигирев).

Методы исследования. Выбор методов исследования, с помощью которых были получены научные результаты, определялся многоплановым характером исследовательских задач. В качестве ведущего использовался метод сравнения в двух его формах: «продольного» (лонгитюдинального) и «поперечного» срезов.

Из системы общетеоретических методов применялись анализ, синтез, аналогия, сравнение, обобщение, классификация, систематизация и др. Среди эмпирических методов центральное место отводилось педагогическому эксперименту в его констатирующем и формирующем вариантах. 

Кроме него, в данную группу методов исследования входили  наблюдение и самонаблюдение, выраженное в форме самооценки, беседа, анкетирование, опрос, изучение результатов деятельности и др.

При изучении исторического аспекта проблемы использовались историко-логический и сравнительно-исторический методы, метод экстраполяции тенденций. При работе с нормативными документами требовалось обращение к контент-анализу, экспертной оценке, моделированию, внеконтекстным операциям с понятиями. Проверка выдвинутых теоретических положений осуществлялась с помощью верификационных методов (публикационного, консультационного и др.).

Количественный анализ эмпирических данных производился с помощью математических методов. В частности, применялся уровневый, корреляционный и факторный анализ. Состав и различные модификации эмпирических методов и методов математической обработки данных определялись в каждом отдельном случае конкретными задачами исследования.

Обоснованность выдвинутых положений и достоверность полученных результатов обеспечены четким определением предметной области и задач исследования, обстоятельным теоретическим анализом проблемы, строгостью использования понятийного аппарата, комплексным применением разнообразных методов исследования, широкой эмпирической базой данных, полученных в ходе изучения.

Экспериментальная база исследования. Основная исследовательская работа осуществлялась на базе курсов подготовки педагогических, научных и управленческих кадров Союза Садоводов России, государственного научного учреждения «Институт образования взрослых» Российской Академии образования, государственно-общественного научного объединения «Институт нравственности»,  «Институт повышения квалификации» Союза садоводов Приозерского района Ленинградской обрасти, Санкт-Петербургского университета МВД России. Эмпирическую базу исследования составили: материалы опросов, анкетирования и интервьюирования более 500 учащихся курсов повышения  квалификации педагогов, ученых и руководителей (государственных и муниципальных служащих).   

Положения, выносимые на защиту:

1. Методика нравственного воспитания взрослых основана на организации учебно-воспитательного взаимодействия учебного коллектива взрослых учащихся и конкретного взрослого, которого руководитель занятия делает объектом педагогического внимания. Опираясь на лучшие черты личности учащегося, педагог закрепляет у взрослого нравственные ценности путем публичного откровенного диалога. Руководитель занятия передает учащемуся чувство уверенности в его морально-психологических силах, содействует готовности сделать нравственный выбор в очередной жизненной ситуации, вселяет оптимистическую оценку  событий.

2. Нравственное воспитание взрослых в процессе повышения их квалификации осуществляется наиболее нравственно зрелым и социально успешным педагогом, ученым и руководителем. Личный пример социального успеха у руководителя занятий,  высокий уровень развития его морально-психологических качеств являются убедительными педагогическими аргументами для взрослых учащихся, которым предлагается делать нравственный выбор при жизненных испытаниях.

3. Содержание занятий курсов повышения квалификации, просвещения, неформального образования взрослых включает результаты обобщения нового (современного, прогрессивного) социально-культурного опыта, содержит яркие современные примеры бескорыстного служения обществу и государству.

4. В учебном коллективе взрослых формируется способность каждого слушателя  к активному обмену собственным передовым опытом за счет вовлечения каждого слушателя в постоянный открытый диалог учащихся. Руководитель занятия поддерживает в учебном коллективе атмосферу доверия и уважения учащихся взрослых друг к другу, опираясь на результаты изучения каждого члена коллектива, озвучивая сильные стороны каждого слушателя.

5. Наиболее эффективно нравственное воспитание взрослых проявляется в процессе образования при  использовании активных форм и методов обучения, стимулирующих познавательную деятельность обучаемых. Они строятся на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы. К числу наиболее эффективных методов относятся: беседа, диспут, тематические семинары, деловые игры, тренинг. К наиболее эффективным формам образования взрослых относятся курсы повышения квалификации.

6. Педагогическую технологию нравственного воспитания взрослых составляет обоснованная модель традиционных ценностей Российской Федерации и совокупность социальных действий, целенаправленно осуществляемых педагогами и органами государственной власти во всех сферах жизнедеятельности общества. 

Научная новизна результатов исследования заключается в следующем: 

- обосновано содержание нравственного воспитания взрослых, заключающееся в систематическом и целенаправленном воздействии на социальное поведение человека, направленное на: 

• непричинении вреда себе, окружающим, природе, 

• гармонии материальных и духовных устремлений и действий, прав и обязанностей перед обществом;

- обоснована специфика нравственного воспитания взрослых, заключающая в том, что в качестве объекта нравственного воспитания выступает взрослый, а в качестве субъекта – учебный коллектив, объединенный нравственными позициями в оценках результатов деятельности каждого своего члена; 

- определена ведущая роль образования взрослых в процессе их нравственного воспитания;

- разработана педагогическая технология нравственного воспитания взрослых в процессе образования.

Теоретическая значимость результатов диссертационного исследования:

- выявлены противоречия и факторы, сдерживающие нравственное возрождение России (деструктивное влияние на духовную культуру России отдельных государств, культивирующих двойные моральные стандарты, раскрепощающие во взрослом человеке низменные порывы, безнравственные начала, наличие в России «5 колонны» - специально подготовленных, или стимулируемых организаций или конкретных людей, а также так называемых «профессиональных недовольных» - которые всегда «против всех» - они присутствуют в любом обществе); 

- выявлены тенденции и предпосылки развития системы образования, направленные на переход от формирования экономической модели (утилитарной) поведения взрослого, для которой характерен культ личной наживы любой ценой и двойных моральных стандартов оценки, к созданию и развитию социальной (нравственной) модели поведения взрослого человека, для которой характерно единое нравственное восприятие и отношение к действительности;

- доказана ценность и востребованность системы нравственного воспитания взрослых в процессе образования;

- обоснована модель традиционных ценностей Российской Федерации.

Практическая значимость исследования определяется возможностью использования полученных научных результатов в различных прикладных целях. Так, предложенная методика нравственного воспитания взрослых в современных условиях может быть полностью или частично положена в основу деятельности по совершенствованию существующей практики обучения и воспитания в РФ и других государствах-участниках СНГ.

Кроме того, содержание теоретического, научно-методического и учебно-методического, а также эмпирического разделов исследования может быть включено в необходимом объеме в состав лекционных курсов по педагогике.

Апробация теоретических положений, выводов и рекомендаций осуществлялась путем проведения опытно-экспериментальной работы по внедрению методики воспитания в курсы по подготовке педагогических, научных и руководящих кадров Союза садоводов России, государственного научного учреждения «Институт образования взрослых Российской Академии образования, государственно-общественного научного объединения «Институт нравственности»,  «Институт повышения квалификации» Союза садоводов Приозерского района Ленинградской обрасти, Отделении профессионального образования Российской Академии образования, Совете Безопасности Российской Федерации.

Выводы и рекомендации исследования обсуждались на учебных и методических сборах Союза садоводов, заседаниях Отделения профессионального образования Российской Академии образования, государственно-общественного научного объединения «Институт нравственности», Совете Безопасности Российской Федерации. 

Полученные результаты докладывались на 3 конференциях, в том числе двух – международных, использованы при подготовке законодательных актов Российской Федерации, отражены в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, при подготовке проекта Указа Президента РФ «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей». 

Внедрение результатов исследований осуществлялось в курсы по подготовке педагогических, научных и руководящих кадров Союза садоводов России, государственного научного учреждения «Институт образования взрослых» Российской Академии образования, государственно-общественного научного объединения «Институт нравственности»,  «Институт повышения квалификации» Союза Садоводов Приозерского района Ленинградской обрасти, Санкт-Петербургского университета МВД России.

Исследование состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.

 

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

 

Во введении обосновывается актуальность создания системы нравственного воспитания взрослых  в процессе образования. Определяются цель, задачи, объект и предмет исследования, формулируется гипотеза. Раскрывается научная новизна и практическая значимость работы, формулируются выносимые на защиту положения, приводятся сведения об апробации и внедрении результатов исследования.

В первой главе «Историко-педагогический анализ этических концепций воспитания взрослых»  осуществляется педагогический анализ проблемы нравственного воспитания и просвещения взрослых, изучается состояние прав  взрослого человека и нравственности в США, определяется роль США  в  подрыве нравственных устоев Российского общества. 

Наше исследование проблемы нравственного воспитания и просвещения взрослых показало, что соблюдение нравственности стало в наши дни глобальной проблемой.

Эти вопросы особенно актуальны сейчас, в период навязанного и агрессивного со стороны США и их европейских саттелитов противостояния с нашей страной, их целенаправлеными попытками разрушить и расчленить нашу великую державу.

Так, например, опираясь на результаты исследований Н.А. Нарочницкой проблем нравственности в США можно обратить внимание на следующий факт. Американское общество охвачено разгулом наси¬лия. 

В 2020 году в США было зарегистрировано 45 799 самоубийств, по сравнению с 42 773 в 2014 году, по данным Национального центра статистики здравоохранения CDC (NCHS).

В среднем, с поправкой на возраст, ежегодный уровень самоубийств в США увеличился на 30% в период между  2000 и 2020 годах от 10,4 до 13,5 самоубийств на 100 000 человек. В 2018 году 14,2 человека на 100 000 умерли от самоубийств, что является самым высоким показателем, зарегистрированным более чем за 30 лет.

Тем не менее, руководители США нарочито демонстрируют «особую роль» своей страны в борьбе за свободу и права человека во всем мире. Такая спекуляция приносит им высокие политические и стратегические дивиденды, позволяя добиться своих геополитических целей. Однако эти спекуляции происходят на  зыбкой бездуховной, безнравственной, по сути, гуманитарной  почве.

Для здорового развития общества существует более важная, чем декларируемые США права и свободы личности цивилизационная ценность – НРАВСТВЕННОСТЬ. Нравственность проявляется как на бытовом уровне, так и в области государственной политики. Нравственность и мораль теснейшим образом взаимосвязаны.

Нормы морали – это то, что складывается исторически в обществе, фиксируется в сознании отдельных граждан и в общественном сознании, находит отражение в конституционных актах и других официальных документах. Наконец, в  христианских заповедях. А соблюдение норм морали – это есть нравственное поведение взрослых.

В наиболее простом выражении понятие нравственности можно, в широком понимании, определить как правило III-C: не нанесение ущерба  себе (С1), своим близким и обществу (С2), среде обитания (С3).

Нравственность предполагает соблюдение норм морали – человеческого достоинства, чести,  справедливости, приверженность правде, доброте и гуманности, законопослушание, национальную и религиозную толерантность.

Нравственность несовместима со стремлением к господству, угнетением, коррупцией, криминалом, с ложью и обманом общественности, с эгоизмом.

Общественная система, построенная исключительно на монетарных ценностях, где человеческие отношения измеряются деньгами, где господствует «диктатура наживы», не может служить благоприятной почвой для нравственного воспитания взрослых.

Выделение прав и свобод личности в отдельную категорию без ее тесной увязки с обязанностями и ответственностью личности (в том числе и политиков) перед обществом, народом и собственной совестью антисоциально.

Такой подход выгоден лишь  тем, кто стремится создать условия для господства над другими и построить свое благополучие за счет других. Права и свободы личности, отделенные от нравственности, открывают необъятный простор для злоупотреблений и произвола, безразлично, идет ли речь о России или о странах Запада.

В настоящее время в России происходят процессы нравственного возрождения. Абсолютное большинство людей стремится к тем нравственным ценностям, которые были присущи российскому народу, и которые на протяжении последних 30 лет пытались подменить на ценности исключительно монетарного характера. 

Это путь ВОЗРОЖДЕНИЯ РОССИИ, ее НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ. Иного пути нет, точнее, все другие пути приведут к хаосу и потере государственного суверенитета и целостности и деградации.

Однако система нравственного воспитания взрослых  еще не создана. Ее создание будет успешным на базе системы образования взрослых, которая является метасистемой образования.

Во второй главе «Разработка нравственных аспектов метатеории образования взрослых» осуществлен анализ состояния нравственности в современной России, разработаны концептуальные положения  системы  нравственного воспитания взрослых в процессе образования, определена метатеория образования взрослых.

Система образования взрослых по отношению к другим системам образования разных уровней выступает как метасистема (греч. meta – после, за; греч. systema – составленное из частей, соединенное).

Целостный подход ко всем системам образования дает нам основания объединить все системы образования разных уровней и сферу практического приложения знаний взрослым человеком  в метасистему, изучает которую метатеория  (греч. meta – после, за;  theoria – наблюдение, рассмотрение, исследование) образования взрослых. 

Метатеория образования взрослых – это теория, предметом исследования которой являются теории образования разных уровней, ориентированных на формирование модели поведения взрослого человека, т.е. на формирование Нравственного кодекса.

Метасистема образования взрослых – это совокупность структур воспитания, обучения, общественной и трудовой жизни разных уровней и положения, находящихся в отношениях и связях между собой и направленных на единую цель формирования нравственного поведения взрослого человека.

Метатеория образования взрослых включает усвоение методологических положений и методических рекомендаций, повышающих эффективность систем образования разных уровней и положения, действующих в школе, университете, городе, стране, методологическую основу которых составляет системно-структурный анализ отклоняющегося и нормального поведения во взаимосвязи с положением дел в обществе и социально-психологическими, морально-психологическими, духовно-нравственными, правовыми и профессиональными качествами  личности учащегося и воспитанника.

Метатеория образования взрослых исследует взаимодействие систем образования разного уровня и положения и социально-экономических систем, в которых осуществляется практическая реализация полученных знаний и опыта учащимися и воспитанниками. Она разрабатывает нормы нравственного поведения взрослого, критерии и показатели  оценки уровня нормы нравственного поведения, а также методику формирования нравственного поведения. 

Определение метасистемы образования взрослых, разработка норм нравственного поведения взрослого и создание на их основе целей обучения и воспитания во всех образовательных системах разного уровня и положения, а также разработка методики формирования нравственного поведения взрослых позволяют значительно сократить число социальных отклонений и способствующих их развитию факторов, создадут базу для начала перехода материального человека, культивирующего сверхвласть денег и личной наживы любой ценой, к социальному человеку, соблюдающему нормы нравственного поведения.

В ходе исследования были разработаны критерии нравственного поведения взрослых:

1) это сохранение актуальности смысла жизни как высшей ценности человека;

2) не нанесение человеком ущерба себе, ближайшему окружению, обществу, природе; 

3) соблюдение баланса материальных  и духовных устремлений и действий, прав и обязанностей перед обществом;

4) сохранение мотивации к освоению более сложных видов труда;

5) обеспечение получения удовлетворения от умственного и физического труда. 

В третьей главе «Экспериментальная проверка эффективности системы нравственного воспитания взрослых» осуществлена разработка  учеб¬ных планов и про¬грамм повышения квалификации педагогических кадров  по нравственному воспитанию взрослых, показаны направления  совершенствования их профессиональной подготовки, разработаны  методики воспитательной работы со взрослыми (результаты опытно-экспериментальной работы).

В ходе диссертационного исследования была разработана методика нравственного воспитания взрослых. Она основана на организации учебно-воспитательного взаимодействия учебного коллектива взрослых учащихся и конкретного взрослого, которого руководитель занятия делает объектом педагогического внимания. Опираясь на лучшие черты личности учащегося, педагог закрепляет у взрослого человека нравственные ценности путем публичного откровенного диалога. Руководитель занятия передает учащемуся чувство уверенности в его морально-психологических силах, содействует готовности сделать нравственный выбор в очередной жизненной ситуации, вселяет оптимистическую оценку  событий.

Оценка эффективности разработанной методики производилась с использованием групповой оценки личности.

Было установлено, что применение разработанной методики нравственного воспитания взрослых в процессе образования повышает уровень развития нравственных качеств учащихся в 1,5 раза. 

В ходе исследования было доказано, что эффективное нравственное воспитание взрослых в процессе повышения их квалификации осуществляется наиболее нравственно зрелым и социально успешным педагогом, ученым и руководителем. Личный пример социального успеха у руководителя занятий,  высокий уровень развития его морально-психологических качеств являются  убедительными педагогическими аргументами для взрослых учащихся, которым предлагается делать нравственный выбор при жизненных испытаниях. 

В ходе экспериментальной работы было установлено, что преподаватели курсов повышения квалификации взрослых при прочих равных условиях в знании предмета обучения, пользуются разной системой поддержки аудитории. Предпочтение взрослая учебная аудитория отдает молодым педагогическим кадрам (до 40 лет).

3. Содержание занятий курсов повышения квалификации, просвещения, неформального образования взрослых включает результаты обобщения нового (современного, прогрессивного) социально-культурного опыта, содержит яркие современные примеры бескорыстного служения обществу и государству.

4. В учебном коллективе взрослых формируется способность каждого слушателя  к активному обмену собственным передовым опытом за счет вовлечения каждого слушателя в постоянный открытый диалог учащихся. Руководитель занятия поддерживает в учебном коллективе атмосферу доверия и уважения учащихся взрослых друг к другу, опираясь на результаты изучения каждого члена коллектива, озвучивая сильные стороны каждого слушателя.

5. Наиболее эффективно нравственное воспитание взрослых в процессе образования при  использовании активных форм и методов обучения, стимулирующих познавательную деятельность обучаемых. Они строятся на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы. К числу наиболее эффективных методов относятся: беседа, диспут, тематические семинары, деловые игры, тренинг. К наиболее эффективным формам образования взрослых относятся курсы повышения квалификации.

В ходе исследования было также определено, что наибольшую ценность для углубления педагогической подготовки опытных руководителей имеют занятия по повышению квалификации, самостоятельная работа, обсуждение различных методов решения воспитательных за¬дач в ходе совещаний, инструкторско-методических занятий. Для руководителей с опытом воспитательной работы – разъяснение тех или иных методик, анализ педагогических ситуаций, возникаю¬щих в ходе взаимодействия с подчиненными, проведение семинаров и инструкторско-методи¬ческих занятий, обмен опытом работы.

Необходимо отметить, что в тех случаях, когда у руководителя не сложилась сис¬тема методологических, теоретических и специальных знаний, применение актив¬ных методов их обучения не является це-лесообразным в силу его выхода за рамки обыденных представлений. И наоборот, они дают наибольший эффект, когда руководители обладают глубокими, разнообразными знаниями и требуется дальнейшее осмыс-ление накопленного педагогического опыта.

Таким образом, развитие мотивов, побуждающих к поиску продуктивных способов решения воспитательных задач, формирование целей, связанных с созданием высокоэффективных воспитательных систем, повышение педагогиче¬ской подготовленности руководителей обеспечивают рост профессиональной готовности к осуществлению эффективной деятельности по нравственному воспитанию взрослых.

Наш эксперимент показал, что  повышение педагогической подготовленности руководителей обеспечивают рост профессиональной готовности к созданию системы нравственного воспитания взрослых.

Успешное освоение разработанной программы нравственного воспитания взрослых различными категориями воспитателей подтвердило ее действенность и результативность. Внешне сложная, но по содержанию интересная и полезная, она позволила сформировать интерес к конкретному взрослому, к многообразным связям и отношениям в коллективе, сплотить его и создать уверенность в возможности управления психолого-педагогическим процессом воспитания в современных условиях. 

В ходе формирующего эксперимента были достигнуты цели нравственного воспитания взрослых. Учащиеся отметили повышение своей квалификации; укрепилась учебная и профессиональная дисциплина слушателей курса и положительное отношение к своей профессиональной деятельности; преодолен феномен «аномии» в аудитории (негативного отношения к законопослушному поведению); в положительную сторону изменилось отношение к воспитанию и самовоспитанию учащихся; улучшилось состояние психического и физического здоровья.

В ходе проведенных экспериментов удалось установить, что  в основе комплексной целевой программы совершенствования сис¬темы нравственного воспитания взрослых лежат следующие направления: углубление практической и теоретической подготовки воспитателей к педагогически целесо¬образной воспитательной деятельности, активизация индивидуальной вос¬питательной работы со взрослыми, овладение руководителями методикой воспитательной деятельности со взрослыми.

Основным итогом формирующего эксперимента стала разработанная ком¬плексная целевая программа нравственного воспитания взрослых. В обобщенном виде она представляет собой поэтапную воспитательную деятельность руководителей  со взрослыми. 

Этапы программы: воспитательная деятельность с  молодежью; прием и изучение новых поселенцев; воспитательная деятельность различных категорий руководителей  с новыми поселенцами;  воспитание и перевоспитание «трудных» взрослых на основе диагноза и прогноза; воспитательная работы с участием представителей старших поколений - ветеранов. 

В ходе исследования разработана система нравственного воспитания взрослых. Данная система позволяет на базе первичной организационно-педагогической структуры «населенный пункт» осуществлять нравственное становление взрослого, готовить его к выполнению трудовых задач, формировать основы образования взрослых, определяющих социальную эффективность последующей профессиональной деятельности взрослого не только в процессе  профессиональной деятельности, но и после ее завершения.

В ходе исследования нами разработана педагогическая технология нравственного воспитания научно-педагогических, управленческих профессиональных кадров Российской Федерации. Эта технология основана на разработанной нами модели традиционных ценностей Российской Федерации. Используя эту модель в подготовке педагогических и руководящих кадров России можно осуществлять эффективное нравственное воспитание специалистов и руководителей, что обеспечит возрождение России, рост экономики и национального благосостояния, независимости от контрпродуктивной деятельности недружественных стран. 

Педагогическая технология воспитания профессиональных кадров Российской Федерации включает в себя следующие элементы:

1. Традиционные ценности - передаваемые из поколения в поколение и культивируемые нравственные ориентиры человека, формирующие его мировоззрение, цели и способы жизнедеятельности, лежащие в основании цивилизационной идентичности России, проявляющиеся в неповторимом и самобытном духовном и историческом развитии многонационального российского народа и обеспечивающие гражданское единство страны.

2. Нравственные ориентиры человека определяются его нравственностью.

Нравственность – это общее выражение свойств человека, которые выполняют функцию этического регулирования отношений между членами общества. Особый настрой мышления и поведения, позволяющий не причинять вред себе, окружающим, среде обитания. Формируется с помощью других граждан и организаций, постоянно корректирующих поведение и самооценку человека.

3. Традиционные ценности формируются путем обучения и нравственного воспитания граждан, направленного на формирование  безвредного и созидательного поведения во всех сферах жизнедеятельности. 

4. Сохранение и укрепление традиционных российских духовно-нравственных ценностей, культуры и исторической памяти обеспечивается нравственным единством человека, общества и государства. Нравственность человека является необходимым условием самого существования традиционных ценностей. 

5. Для воспитания нравственности в образовательных учреждениях и иных организациях проводится  урок нравственности.

В ходе урока нравственности  граждане овладевают умением давать публичные нравственные оценки событиям и действиям, которые совершаются другими субъектами. Умение распознавать безнравственные поступки в собственном поведении, и поведении других граждан и организаций – обязательный учебный результат проведения урока нравственности.

Подготовка и реализация урока нравственности обеспечивается органами государственной и муниципальной власти, координируется институтами гражданского общества, заинтересованными гражданами и организациями. 

6. Нравственное просвещение и пропаганда нравственности организуются в средствах массовой информации и с помощью информационно-коммуникационных ресурсов. Просвещение направлено на наглядное представление преимуществ нравственного поведения и обеспечивает  предоставление гражданскому обществу примеров наступления правовой ответственности за безнравственность, не этичное поведение и бессовестность.

7. Сохранение и укрепление традиционных российских духовно-нравственных ценностей обеспечивается и поддерживается открытостью социальных процессов, процедур государственного управления и местного самоуправления, свободным обсуждением и этической оценкой поведения граждан и организаций.

8. Этическая оценка – это оценка гражданами нравственности действий (бездействий) других граждан и организаций граждан с позиций причинения или непричинения вреда и угроз в целях предупреждения безнравственного поведения. Процесс этической оценки носит открытый характер, регулируется обществом и государством.

Основанием этической оценки является совершение гражданином или организацией деяния, оцениваемого другими лицами как вредное или угрожающее им. Негативная этическая оценка удерживает человека от несправедливых действий по отношению к другим людям.

9. Справедливость устанавливается и поддерживается нравственными действиями граждан и организаций. Государственное управление и местное самоуправление осуществляются с нравственных позиций. Все решения  государственной власти  и органов местного самоуправления носят нравственный характер, что обеспечивает их легитимность и справедливость. 

10. Патриотизм возникает как следствие нравственного поведения, установления и поддержания справедливости в обществе и государстве, обеспечивает готовность граждан к защите Отечества.

11. Безнравственность обществом и государством  осуждается, недостойное и вредное поведение  граждан публично порицается. Граждане могут оценивать действия руководящих  кадров. Этот процесс дополняется публичным обсуждением, осуждением или одобрением.

12. Несоблюдение нравственных норм  является основанием  для последующего увольнения по утрате доверия, что обеспечивает солидарность общества с органами государственной и муниципальной власти, гарантирует  общественную и государственную безопасность.

13. Граждане и организации регулируют свою деятельность с учетом этических оценок. Учет положительной или негативной этической оценки осуществляется самостоятельно в форме принятия надлежащих мер к восстановлению и поддержанию общественного и государственного доверия, сохранению своей репутации.

14. Координацию деятельности по реализации государственной политики в сфере традиционных ценностей осуществляет Совет Безопасности Российской Федерации.

Данная технология докладывалась на экспертом совещании Совета Безопасности Российской Федерации, взята за основу для подготовки проектов законов Российской федерации: 

Проект Федерального закона «О стратегическом планировании в Российской Федерации»;

Проект Указа Президента Российской Федерации «О Стратегии национальной безопасности»;

Проект указа президента РФ «Основы ‎государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей».

Также в ходе исследования  выявлены следующие показатели критерия социальной эффективности повышения квалификации взрослыми: взрослые  с положительной направленностью поведения (цели социально значимые; мотивы положительные; потребности высокие или духовные; высокий уровень дисциплинированности; нарушений дисциплины и правонарушений нет, способы реализации целей уставные и законные); взрослые с неустойчивой направленностью поведения (цели случайные и эгоистические; мотивы нейтральные и противоречивые периодические нарушения дисциплины, склонность к правонарушениям, потребности преимущественно материальные, способы реализации целей ситуативные); взрослые с отрицательной направленностью поведения (цели антисоциальные, мотивы отрицательные, потребности низ¬менные и агрессивные, нарушения дисциплины и правопорядка система¬тические и сознательные, способы реализации целей в основном противоправные).

В опытно-экспериментальной работе определен критерий социальной эффективности воспитания взрослого: отношение к основным видам профессиональной  деятельности (служебной, общественной, спортивной, культурно-досуговой и др.). При этом показатели данного критерия характеризуются как положительное отношение ко всем видам профессиональной дея¬тельности (выполнение поручений охотное, ответственное и с желанием, требование такого же исполнения и от других); безразличное отношение ко всем или отдельным видам деятельности (неохотное выполнение или уклонение от поручений); отрицательное отношение ко всем видам  деятельности (инициирование антиобщественных проявлений, создание микро групп отрицательной на-правленности, попытка манипулирования общественным мнением в корыстных целях, негативные результаты деятельности).

По результатам исследования даны выводы. 

В ходе исследования создана система нравственного воспитания взрослых в процессе образования. Данная система основана на организации квалифицированного публичного дискурса коллективов специалистов, объединенных нравственными взглядами и отношениями со взрослыми, осуществляющими социально-значимую деятельность на всех уровнях власти. 

Подготовленные программы нравственного воспитания взрослых в процессе образования и созданная социально-педагогическая модель государственно-общественного научного экспертного совета дают возможность эффективно решать проблемы профессиональной подготовки взрослых, осуществляющих управленческую деятельность. 

Разработанная система педагогических условий организации нравственного воспитания взрослых в процессе образования является социально эффективной.

Созданная педагогическая технология нравственного воспитания базируется на традиционных ценностях Российской Федерации и обеспечивает подготовку педагогических, научных и руководящих кадров, адекватную современным вызовам и угрозам Российской Федерации, является составной частью Стратегии национальной безопасности России. 

Таким образом, предложенная автором гипотеза исследования полностью доказана.

Основное содержание исследования отражено в следующих публикациях:

Большаков М.А. Словарь основных понятий нравственного воспитания детей, молодежи и взрослых / Под ред. П.И. Юнацкевича. – СПб.:  ГНУ «ИОВ РАО», 2005. –  1 п.л.

Большаков М.А. О нравственном воспитании взрослых / Под ред. П.И. Юнацкевича. – СПб.:  ГНУ «ИОВ РАО», 2005. –  2 п.л.

Большаков М.А. Нравственное сознание взрослых / Под ред. П.И. Юнацкевича. – СПб.:  ГНУ «ИОВ РАО», 2005. –  1,8 п.л.

Большаков М.А. Основы педагогической теории нравственного воспитания  взрослых / Под ред. П.И. Юнацкевича. – СПб.:  ГНУ «ИОВ РАО», 2005. –  6,6 п.л.

Большаков М.А. Нравственность в соединенных штатах Америки / Под ред. П.И. Юнацкевича. – СПб.:  ГНУ «ИОВ РАО», 2005. –  2 п.л.

Большаков М.А. Актуальные проблемы патриотического воспитания в России. – СПб.:  ГНУ «ИОВ РАО», 2005. –  1 п.л.

 

 

© 2018 Институт проблем подготовки и профессионального использования специалистов.

^ Наверх