Печать
 
Экостандарт учебника XXI века
 
 
Большаков Михаил Александрович
Заведующий лабораторией нравственного воспитания
Института проблем подготовки и профессионального использования специалистов
 
 
В течение 2021-2025 года нами планируется активная международная  работа по реализации экологического подхода в образовании.  Нами установлены факторы, которые оказывают влияние на экологическое движение в образовании.
 
Первый фактор – это безнравственный капитализм, в котором процветает уклад, нарушающий глобальный экологический принцип (ГЭП: не вредить другим и среде обитания).  Он задает глобальную турбулентность, неопределенность социальных субъектов (как граждан, так и корпораций, государств). С другой стороны он придает устойчивость сверхбогатым людям. С третьей стороны он порождает неравенство, и соответственно неравный доступ к образованию, которое не формирует качества субъекта деятельности, а воспроизводит «несубъектов» (умственно скромных и социально трусливых лиц, лишенных влияния). Данным обстоятельством задается спрос во всех слоях общества на переход к эко-ориентированной цивилизации, на базе глобального экологического принципа (ГЭП).
 
 
Основным двигателем изменений в XXI веке станет мотивация обучающегося стать субъектом деятельности, осуществить «возрождение субъекта», стать влиятельным человеком и получить доступ к механизму распределения ресурсов.
 
Для этого необходимо переходить к реализации идеи нравственного капитализма, разработанной нами в 2021 году и предложенной мировой общественности.
 
Мы быстро переходим к радикально отличной глобальной экономике, в которой общество испытывает растущее неравенство, безработицу, медленный экономический рост, растущий уровень долга и бессильные правительства. Эти кризисы объединились в один – нравственный кризис. Мы стали чаще нарушать нравственное правило «Три С»: не вредить себе (С1), соседям (С2), среде обитания (С3) ни мыслью, ни словом, ни делом; созидать для себя, соседей, среды мыслью, словом, делом.
 
Вред, причиняемый нами другим и среде обитания, возвращается к нам. В итоге, мы вредим сами себе, в этом суть нравственного кризиса.
Традиционное капиталистическое экономическое мышление больше не может объяснить, предсказать или улучшить работу мировой экономики в эту новую эпоху.
 
Основной регулятор капитализма – рынок. Его идея – обогащение. Эта идея привела к формированию современной идеологии-технологии веры в деньги как в Бога. Деньги перестали работать на человека, они стали предметом культа, веры, ценностью. Хотя их предназначение – функция обмена ценностями и результатами труда человека. 
 
Как только человек утратил качества ценности для другого человека, начались войны, битвы за обогащение любой ценой. Они привели к чудовищному расслоению на бедных и богатых. Количество богатых стремительно сокращается при одновременном росте накоплений у  оставшейся мизерной части очень богатых людей. Количество бедных стремительно растет. Внезапно исчезает средний класс. Общество делится на незначительную часть очень богатых и подавляющую часть очень бедных людей. Создан чудовищный дефицит справедливости в общественных отношениях и защите прав и свобод людей.  
 
 
 
Выборы, призванные обеспечить сменяемость и конкуренцию политиков, превратились в систематическое самоназначение, что неминуемо ведет к застою в обществе и гражданской войне. Эта технология стала фикцией. Она  утратила свою роль регулятора общественных отношений. Сейчас она похожа на ритуал, комедию и трагедию одновременно.
Капиталистические экономики являются все менее гуманными, человечными, моральными. Накопление богатств и власть утратили легитимность, общественное признание. Власть, собственность, капитал, финансы, сама жизнь  богатых людей утратили защищенность на фоне обесценивания скудных накоплений, жизни и здоровья бедных людей, их прав и свобод.
 
Назрела необходимость реформировать глобальный капитализм, и эта задача решается посредством создания и использования во всех педагогических системах мира учебников нового поколения, соответствующих экостандарту XXI века.
 
Содержание экостандарта учебника XXI века составляют учебно-методические приемы, которые помогают учащимся улучшить региональный и глобальный капитализм, добавив к местному рынку и глобальному рынку, как основному регулятору экономики еще один регулятор.
 
Этот регулятор получил название дискурсивно-оценочный метод (ДОМ), теорию которого разработали еще в СССР профессор Виктор Чигирев и психолог Петр Юнацкевич (будущий президент АЭСТ).  Метод заключается в визуализации обратных социальных связей в режиме реального времени, данные которых важны для коррекции принимаемых решений во всех сферах жизнедеятельности.
 
Чигирев Виктор Анатольевич
 
 
Игнорирование обратных социальных связей приводит любую систему к катастрофе, если она не учитывает при принятии решения сигналы опасности, которые в первую очередь посылают эксперты, ученые, специалисты.
 
Обратная социальная связь – это информация, которую генерирует наиболее образованная и просвещенная часть общества, анализирующая последствия политических и экономических решений. В этой информации находятся сигналы об актуальных угрозах и вреде, который возникает при принятии тех или иных значимых решений.
 
Обучение учащихся своевременному учету этих сигналов позволяет осуществить коррекцию принятого решения, что и позволяет избежать политической и экономической катастрофы.
 
Наши исследования показали, что  центры принятия политических и экономических решений часто самоизолируются от таких сигналов. Они намеренно обрывают все обратные социальные связи, и создают искусственные источники таких сигналов, которые формируют неадекватную картину мира и происходящих событий.  Подобная ситуация приводит к вымиранию экспертов, специалистов, думающих людей. Их места занимают люди с поверхностными знаниями, а часто вовсе невежественные люди, которые заблуждаются искренне в оценке окружающей политической и экономической действительности. 
 
Такое заблуждение дорого обходится как политикам, так и финансовым магнатам. Деньги перестают работать на рост экономики, создаются все условия для социальной катастрофы, управлять которой невозможно и последствия которой трудно предсказать.
 
Видимая стабильность неожиданно исчезает, общество не может противостоять угрозам, правительства бессильны, а богатые люди начинают бегство, самоизоляцию, что также ведет к развалу экономики и утрате капитала. Его попросту отнимают новые случайные люди, использующие монополию на силовой ресурс, стратегическое оружие, или господство над другим важным ресурсом, например социальными сетями, программным обеспечением, хранилищами данных.
 
Поэтому экостандарт учебника XXI века включает в себя учебный и воспитательный блок, которые направлены на развитие у учащегося способности дополнить свой бизнес (или будущее дело, опус) новой системой – дискурсивно-оценочными практиками. В учебнике должно быть ясно раскрыто, как именно при принятии любого решения по любому учебному предмету организовывать дискурсивно-оценочные практики. Это решение нужно преломить через призму ведения социально-ориентированного бизнеса. Задача такого бизнеса – не набить свои деньгохранилища деньгами любой ценой, а повысить свой уровень доходов благодаря решению общественно-значимой проблемы или вопроса. Ученика важно учить обсуждать и оценивать социально-экономическое решение  с позиций глобального экологического принципа (ГЭП: не вреди другим и среде обитания), то в зависимости от динамических результатов обсуждения и оценивания можно внести своевременную коррекцию, избежать катастрофы.
 
В дискурсивно-оценочных практиках могут принимать участие все люди земли – 10 миллиардов человек. Сейчас это технически возможно. Профессор Чигирев и психолог Юнацкевич еще в горды СССР разработали значительное число шкал, которые можно принять для групповых и массовых оценок (шкалы вреда, должного поведения, профессионального соответствия и так далее). Применяя эти шкалы к значимым решениям, вовлекая в обсуждение квалифицированных и образованных людей, можно способствовать возрождению образования других людей. Наблюдая за дискурсом специалистов можно учиться у них новому типу мышления – экологическому мышлению.
 
 
 
Юнацкевич Петр Иванович
 
 
Экологическое мышление – это когда мы оцениваем и рассуждаем с позиции глобального экологического принципа – «не вреди». Политические и экономические решения, оцениваемые с позиции глобального экологического принципа, станут экологичными, т.е. безвредными для общества. Управленцы, реализуя экологические решения, начнут осуществлять новый тип управления – эко-управление (экологическое управление).
 
Экологическое управление – это управление, при котором не причиняется вред обществу и среде обитания. Такой новый тип управления, мышления и поведения (эко-управление, эко-мышление, эко-поведение) возникают как следствие практического применения дискурсивно-оценочного метода.
 
Обучение такому подходу позволяет, с одной стороны, сохранить власть и богатства от катастрофы и жесткого передела. С другой стороны он позволяет преодолеть массовую бедность, так как принимаемые политические и экономические решения будут находиться в дискурсивно-оценочных плоскостях и по массовым оценкам людей с позиции, не навредит ли это им, будет осуществляться коррекция решений.
 
Властитель сохранит власть. Богатый сохранит богатства. Бедность для бедных будет побеждена. Власть не будет вредить обществу.
 
Таким образом, обучая каждого ученика приемам совершенствования регионального и глобального капитализма, мы сможем вернуть ему устойчивость и придать нравственный (безвредный) характер.
 
 
Экостандарт учебника XXI века
 
 
В экостандарт учебника XXI века входят следующие требования:
 
Требование № 1. Автор учебника – это педагог-исследователь, который делиться результатами своего исследования с учениками в дистанционной форме и в форме очного общения. Приоритет отдается дистанционной форме общения, так как данная форма является преобладающей для формирования учебной связи между исследователем, получившим новые знания, и учениками. Новые знания – это знания о способах «возрождения субъекта», формирования качества субъекта деятельности с позиций глобального экологического принципа (ГЭП: не вредить другим и среде обитания).
 
Требование №2. Учить надо самой жизни и учить должна сама жизнь.  Все учебные разъяснения и задания формируются исключительно на понятных примерах, взятых из жизни, которую наблюдают учащиеся. Недопустимо приведение учебного материала, не имеющего связь с решением прикладной, практической задачи реальной жизни, в которую включены учащиеся.
 
Требование № 3. Каждый учебный материал и задание по нему должны  раскрываться ученику в ясной наглядно-образной форме, запускающей в его мышлении четкий ассоциативный ряд, формирующий новое понятие и упражняющий соответствующее практическое действие.
 
Требование № 4. Каждое задание по пройденному учебному материалу завершается дискурсивно-оценочной практикой. Оно обсуждается в дистанционном режиме с автором учебника, связывает ученика и дискурсивно-оценочную платформу, на которой отрабатывается учебный и воспитательные вопросы посредством участия в дискурсе, аргументации своей позиции, оценивании, возможно, самокоррекция оценки, если она не будет соответствовать требованию глобального экологического принципа (ГЭП).
 
Требование №5. В учебном материале ясно показывается, как  технология  рынка укрепляется технологией дискурсивно-оценочного метода, работающего с позиции глобального экологического принципа: 
 
Рынок + ДОМ + ГЭП = нравственный капитализм;
Бизнес + ДОМ + ГЭП = социальный эффект (общественная польза) и легитимный доход.
 
Эти требования к созданию учебников нового поколения позволят осуществить развитие глобального капитализма и решить основную проблему нашего общества – проблему неравенства и дефицита справедливости.
 
Так эко-мышление станет основным результатом современного образования, оно запустит эко-поведение и эко-управление на всей нашей планете. Основу эко-мышления составляет изучение дискурсивно-оценочного метода, глобального экологического принципа и правила «Три С», в ходе которого человек будущего научится соединять рынок с дискурсивно-оценочной практикой и таким образом приспособиться к той трансформации глобального капитализма, которая началась на наших глазах. Любой предприниматель обновленного капитализма будет решать свою частную задачу в дискурсивно-оценочных плоскостях, чутко реагируя на обратные социальные связи, благодаря которым он, в том числе, будет активно продавать свой товар или услугу, которые будут экологичными, т.е. безвредными для человека и среды обитания. 
 
Деньги + ресурсы + ДОМ + ГЭП = экотовар, экоуслуга
 
Нами был проведен эксперимент по созданию учебно-методического обеспечения, соответствующего экостандарту учебника XXI века в  Финансово-экономическом институте Академии экосоциальных технологий. В начале эксперимента нами были разработаны и реализованы программы персонального обучения по эко-управлению для детей и молодежи, которые планируют войти в новую мировую элиту, реализующую «зеленую повестку мира».
 
 
 
В изучении финансов делался акцент на прекращение злоупотребления монопольным финансовым положением, чтобы избежать катастроф.
 
Деньги любят тишину. Так принято говорить. Но, тем не менее, финансовая политика должна быть более открытой, публичной. Все больше требуется участие специалистов из разных областей знаний в оценке последствий финансовых решений. Поэтому важно прекратить паразитизм в финансовой сфере, печатать «дутые деньги» и перепродавать их.  Деньги должны не вредить и созидать, т.е. их применение соответствует нравственному правилу «Три С»:
 
 
С1 + С2 + С3
М + С + Д,
 
где:
С1 – не вредить и созидать для себя;
С2 – не вредить и созидать для соседей, других людей;
С3 – не вредить и созидать для среды обитания;
М -   не вредить и созидать мыслью;
С -   не вредить и созидать словом;
Д -   не вредить и созидать делом.
 
 
Направляясь в экономику, придерживаясь правила «Три С», деньги обеспечивают благосостояние. Чтобы научиться управлять деньгами в соответствии с правилом «Три С», нужно формировать эко-мышление, реализовывать в личном поведении глобальный экологический принцип (эко-поведение). А при принятии экономических решений использовать эко-управление в финансовой сфере.  Так формируется новая финансово-экономическая элита мира. Это обезопасит молодые поколения управляющих финансами от летальных трагедий и катастроф.
 
Молодых эко-управленцев мы обучали обсуждать принимаемые решения. Для управления собственной бюрократией как в частных так и в государственных финансовых организациях, молодежь обучали искусству применения эко-социального фильтра.
 
Эко-социальный фильтр – это процедура, через которую пропускается каждый бюрократ, чтобы в режиме реального времени видеть уровень его нравственности и профессионального соответствия.   Если уровень недостаточен, бюрократа вовремя ротируют, убирают с должности. Это придает устойчивость и надежность управленческой системе.
 
Эко-социальный фильтр создается путем монтажа в корпорации дискурсивно-оценочных полей, доступ к которым ранжирован в зависимости от уровня управленца. Изучаются новые критерии пролонгированного социального отбора управленческих кадров и исполнителей. Если не прошел эко-социальный фильтр, то в исполнительном органе такому бюрократу не место, он токсичен, и может привести систему к катастрофе.
 
В итоге эксперимента была разработана и успешно апробирована авторская методика развития качества субъекта деятельности у ученика (способность влиять на изменение и улучшение окружающей действительности).
 
Снижение способности человека влиять на смену властных субъектов, так называемый феномен «смерти субъекта» поддерживается заинтересованными в этом более активными субъектами, перманентно захватывающими властные позиции в обществе и далее гибнущие в социальных катастрофах (насильственного отъема власти с летальными исходами).
 
  
Диагностический признак «смерти субъекта» - это выученная беспомощность человека, который думает, что не может влиять на изменение окружающей действительности, поэтому не хочет эту способность в себе развивать. 
 
В результате эксперимента мы установили, что повышение способности человека влиять на минимизацию социального паразитизма во всех сферах жизнедеятельности человека основано на персональном обучении искусству применения дискурсивно-оценочных практик, которые отражают обратные социальные связи (позитивное или негативное гражданское согласие) в режиме реального времени. Качественные и количественные показатели участия человека в дискурсивно-оценочных практиках, реально влияющих на ротации властных субъектов, являются измерительными показателями субъективной активности человека. Само участие в таких дискурсивно-оценочных практиках способствует развитию качеств субъекта деятельности человека, превращает его из «негражданина» в гражданина, созидающего для среды обитания, других людей и для себя лично.
 
 
Периоды рождения, смерти и возрождения субъекта
 
 
Также нами была разработана периодизация развития общества, наглядно представляющая историю развития и угасания в человека качеств субъекта деятельности (рождение, смерть и возрождение субъекта): архаика, премодерн, модерн, постмодерн и афтепостмодерн.
 
Архаика характеризуется различным соотношением «вождь и племя». Если вождь не вредит своему племени а племя вовремя ротирует вождя, который составляет угрозу самой жизни этого племени, то такое общество развивается. Нарушение соотношения «вождь и племя» приводит к вырождению племени, не способного своевременно менять своих вождей, преступивших черту нравственности: начали вредить среде обитания, другим, и в итоге самим себе.  
 
Премодерн характеризуется закреплением неравенства в соотношении «вождь и племя» в сторону вождя, которое удерживается насильственными летальными способами, в том числе и при помощи нелетальных способов (монорелигии: один Бог на небе, один Царь на земле).
 
Модерн характеризуется закреплением неравенства в соотношении «вождь и племя» в сторону племени, которое удерживается общественным договором сменяемости власти путем ее выборов, а также светским образованием и культурной, гражданской активностью, коллегиальным управлением, кооперацией и сотрудничеством граждан, балансом материальных дел (бизнесов) и опусов (нематериальных дел).
 
Постмодерн характеризуется формальной демонстрацией модерна (закрепления неравенства в соотношении «вождь – племя» в сторону племени) и реальным нарушением этого равенства в сторону вождя. При этом сохраняются видимые ритуалы модерна – выборность власти, светское образование и культура, имитация гражданской активности. Основной способ управления обществом – административные преступные группы (АПГ - сращивание власть и криминала), которые образуются в каждом обществе постмодерна. АПГ удерживают соотношение «вождь и племя» в пользу вождя, имитируя пользу племени.  При всеобщем изобличении АПГ во власти вождь вынужден остановить развитие общества и вернуть его в эпоху премодерна, для которой характерно насильственное, негуманное, летальное удержание власти вождя.  Данный переход создает ситуацию социальной смерти (утрата общественного доверия), а затем и физической (тайное устранение, убийство, надругательство). 
 
Афтепостмодерн характеризуется таким соотношением «вождь и племя», при котором достижение созидательного нелетального, гуманного согласия между вождем и племенем обеспечивается с помощью дискурсивно-оценочных практик, что позволяет исключить откат общества в премодерн и постмодерн, является основой нравственного развития цивилизации.
 
Выводы
 
Измерение субъектной активности осуществляется посредством визуализации количественных и качественных показателей участия гражданина в дискурсивно-оценочных практиках. 
 
Развитие субъективной активности человека происходит посредством целенаправленного учебного, а затем и практического участия в дискурсивно-оценочных процедурах, для которых создаются специальные открытые социально-оценочные сети, позволяющие в режиме реального времени отражать обратные социальные связи и накапливать результаты гражданских позитивных и негативных оценок, составляющих субъектологические базы данных, используемых как обществом так и конкретными гражданами при принятии решений о доверии и взаимодействии с исследуемым субъектом.
 
Обучающаяся система гражданственности («возрождению субъекта») может стать планетарным инструментом открытого гражданского общества. Такая сеть сможет превзойти все мировые платформы, так как она будет основным объектом идентификации человека, учащегося и воспитанника как субъекта открытого гражданского общества. Так решается проблема идентификации человека как члена открытого гражданского общества.  
 
Разработанный экостандарт учебника XXI века можно положить в основу глобальной дистанционной образовательной среды, которая в отличии от существующих порталов дистанционного обучения, будет реализовывать выпавший у всех систем дистанционного обучения компонент дистанционного воспитания:
 
До + Дв =ДО,
где:
ДО - портал дистанционного образования, который включает в себя блоки дистанционного обучения и воспитания.
До – дистанционное обучение, построенное на учебном материале, который соответствует экостандарту учебника XXI века.
Дв – дистанционное воспитание, которое построено на участии учащихся в дискурсивно-оценочных практиках с позиций глобального экологического принципа (ГЭП: не вредить другим людям и среде обитания).
 
ДО (портал дистанционного образования) не предполагает произвольного формирования субъекта. ДО (портал дистанционного образования) составляют учебные материалы об эко-экономике (экоэкономике), экополитике, экоправе, экобезопасности, экоуправлении, экоповедении. Показываются приемы обсуждения всех принимаемых экономических и правовых решений на основе правила «Три С». Капитализм стал глобальным, возникла задача сделать капитализм экологическим и эта задача решается через дистанционное образование посредством практической реализации формулы:
 
 
До + Дв =ДО
 
Благодаря этому «невидимая рука рынка», которая, по сути, грабит граждан, «шарит у них по карманам»,  становится «видимой», нравственной, не вредящей. Данный подход развивает идеи франкфуртской школы, в частности является теоретическим и практическим способом визуализации негативного гражданского согласия, сформулированного Юргеном Хабермасом, дополненного нами онлай-режимом визуализации, групповыми и массовыми оценками. 
Чтобы социальная система не вошла в режим катастрофы, нужно запускать дискурсивно-оценочный регулятор поведения людей в виде международных и национальных платформ дистанционного образования, включающих в себя два равноценных блока: обучение и воспитание экологического мышления и поведения, соответствующего правилу «Три С».
 
 
 
Большаков Михаил Александрович
Заведующий лабораторией нравственного воспитания
Института проблем подготовки и профессионального использования специалистов
 
Нравится